Новости

27 августа 2016
Мэр Гродно проехал по городу на велосипеде: «Проблемы есть, но не все так плохо»

К такому решению – проверить все на личном опыте – подтолкнули обращения велоактивистов города, которые жаловались в основном на высокие бордюры, непонимание со стороны пешеходов и другие моменты.


- Многих вещей и проблем, которые есть, из автомобиля не видно, - заметил Мечислав Брониславович. - Поэтому мы решили с представителями ГАИ, депутатами и активистами общественного объединения «ВелоГродно» проехать по городу, посмотреть, где что необходимо сделать: нанести разметку, понизить бордюры, установить знаки…

Маршрут пролегал от площади Ленина, улицу Ожешко – 17 Сентября – Дзержинского – Брикеля – Лиможа – Курчатова – Дубко – БЛК – урочище Пышки с заездом на велодорожку – Болдина – Весеннюю – новый мост – Поповича – Гагарина – старый мост – улицу Советскую.

Накрутили почти 25 километров, периодически делая остановки, чтобы подчеркнуть проблемные моменты или, наоборот, отметить положительные.


Возле главного корпуса ГрГУ имени Янки Купалы – удобная велопарковка, которая с началом нового учебного года будет вся заставлена велосипедами. Даже места не хватает. Значит, надо расширить и поддержать молодежь в желании ездить на велосипедах, отметил Мечислав Брониславович.


Здесь же обозначилась и первая проблема – на тротуаре есть разметка, делящая его между велосипедистами и пешеходами. Носит она рекомендательный характер и, казалось бы, придерживайся каждый своей «полосы», было бы удобнее всем. Однако делать это не спешат ни отдельные пешеходы, ни велосипедисты. С этим на всем маршруте приходилось сталкиваться не единожды. «Девушка, вы идете по велодорожке», - говорили мы, встречая в ответ недоумевающий взгляд.


Практически бесполезной оказалась разметка на улице Брикеля по направлению к СШ № 28. Рядом с тротуаром – парковка автомобилей. Бамперы буквально «нависают» над тротуаром, почти полностью перекрывая выделенную для велосипедов часть. Однако правил владельцы авто не нарушают. Вывод – разметка нанесена непродуманно.

И все же самым острым вопросом оказалась высота бордюров на отдельных перекрестках. На нашем маршруте «рекордсменом» стал 22-сантиметровый на улице Гагарина.

Лично мне именно эта улица показалась самой неудобной. Переходя перекресток, велосипед, чтобы не цепляться за дорогу педалями, приходилось буквально проносить. А это на минуточку около пятнадцати килограмм.


Брать на руки железного коня довелось и на Дзержинского в районе домов № 56 и 72: из-за перепадов высоты там сделана небольшая лесенка и пандус. Однако он настолько крутой, что катить велосипед сложно.


На Девятовке нашу группу ждали как минимум две награды. Первая – широкая и удобная полоса для движения велосипедистов по улице Курчатова.

Вторая – идеальный перекресток улиц Лиможа и Курчатова. Там между тротуаром и дорогой совершенно нет перепадов высоты. И это, к слову, соответствует современным требованиям.
- Сегодня в городе реконструируется ряд дорог, и при их благоустройстве необходимо соблюдать новые требования, - говорит Мечислав Гой.

В ближайшее время, отметил председатель горисполкома, пройдет совещание с заинтересованными службами для обсуждения этого вопроса. Скажем честно, будет оно не лишним.


На одном из перекрестков по улице 17 Сентября интересуемся у рабочих, проводящих ремонт дороги, какой высоты будет бордюр на переходе. Как оказалось, до 5 сантиметров. При норме - 0.

На перекрестке Горького-БЛК со стороны медицинского университета активно идут дорожные работы, уже положена плитка и залит асфальт. Перепад высоты между тротуаром и дорогой – несколько сантиметров. «А как же новые нормы? Проектировщикам, дорожным службам и рабочим они не знакомы?», - недоумеваем мы. Можно понять высокие бордюры, которые достались нам в наследство от прошлых лет, когда стандарты были другими. Но почему не делать по всем правилам сегодня? Ведь надо понимать, что речь идет об удобстве не только велосипедистов. Любой бордюр – серьезное препятствие для людей с ограниченными возможностями. Да и детскую коляску с ребенком не так просто поднять.

Чем запомнился Бульвар ленинского комсомола, так это повышенной тряской. Ямы, вздутия асфальта делают езду (да и ходьбу, признаться) не очень приятной. И если на улице с этим проще, то при пересечении Нового моста (та же проблема есть и на Румлевском) такие огрехи тротуара – настоящая угроза. Тем более, со стороны проезжей части нет ограждения и легко «соскочить» с высокого тротуара. Перила моста лично мне с высоты велосипеда показались довольно низкими. Так что держим руль крепче. А велосипедисту с небольшим опытом лучше бы и вовсе спешиться.

Проехав по старому мосту, обсудили с активистом «ВелоГродно» Александром Федутой предложение закрыть одну из его сторон для велосипедистов. И пришли к выводу, что тем, кто передвигается на двухколесном транспорте, удобнее была бы левая сторона – возле драмтеатра. Тогда чтобы попасть на Советскую площадь не придется лишний раз спешиваться, пересекая дорогу. Потому что как раз это – сойти с велосипеда, перейти дорогу, снова сесть и ехать дальше – честно говоря, надоедает. Устаешь намного больше, чем от самой езды. Но таковы правила и тут уж ничего не попишешь. В их нужности еще больше убедил малолетний гонщик-велосипедист: резко обогнув нас на перекрестке, выскочил на дорогу уже на красный сигнал светофора. Благо, все обошлось.


… Завершив наш двухчасовой пробег, интересуемся у Мечислава Брониславовича впечатлениями.


- Проблемы есть, да. Но не все так плохо, - вынес вердикт мэр города. – Я рад, что часть своего рабочего времени посвятил этой поездке и смог увидеть все собственными глазами. Это важно, потому что в Гродно мы хотим разработать концепцию развития велодвижения, создать сеть велодорожек. В этом направлении тесно работаем в раках трансграничного сотрудничества с литовцами и поляками. Надеюсь, наши совместные проекты выиграют и получат финансирование Евросоюза (Напомним, что в числе проектов и строительство велопешеходного моста через Неман. – прим. авт.).


Поездка своевременной была еще и потому, что в скоро будет обсуждаться бюджет на будущий год. Как отметил мэр города, можно предусмотреть средства для совершенствования инфраструктуры для велосипедистов. Однако многие проблемные вопросы будут сняты уже в этом году, тем более, что зачастую больших средств на это не нужно. А в итоге – экономия бюджетных средств. «Как?», - интересуется, мэр поясняет: меньше будет затрачено на медицину, потому что люди будут здоровее.


Обсудили участники и создание туристического веломаршрута, который проходил бы по значимым местам города. Как рассказал генеральный директор «Гроднооблкиновидеопроката» Юрий Алексей, в их системе уже есть такой. Причем с возможностью проката велосипедов. Эта услуга появилась относительно недавно, но пользуется большой популярностью. Велосипеды берут и туристы, и предприятия для организации корпоративного отдыха.


Активисты велодвижения поделились зарубежным опытом и предложили разместить в городе несколько небольших станций техобслуживания велосипедов: насос, стойка и определенный набор инструментов. Работают они по принципу самообслуживания. Не лишними будут и дополнительные велопарковки. Приятно отметить, что в городе их становится больше. Однако, учитывая растущее число велосипедистов, порой чувствуется дефицит. На улице Советской, к примеру, в роли парковок часто выступают декоративные ограждения возле деревьев.


Лично мне как человеку, который периодически ездит на велосипеде, отрадно, что наша поездка и диалог состоялись. В городе все больше людей предпочитают такой транспорт любому другому. Может, еще и потому, что видят, как Гродно постепенно становится для этого более приспособленным. «Да, количество велосипедистов постоянно растет. Думаю, в ближайшее время эта тенденция сохранится. Я много езжу и обратил внимание, что некоторые высокие бордюры опустили. Стало намного удобнее», - подтверждает велосипедист со стажем Александр Федута.


Хотите убедиться на личном опыте? Если нужен повод, то вот он: 22 сентября - День без автомобиля. Мечислав Гой заверил, что он лично, главы администраций, начальники отделов горисполкома придут на работу пешком. Тут же инициативу поддержал Юрий Алексей. Подключимся?

"Гродненская правда"