Новости

18 октября 2017
Поиск через годы. В Гродно почтить память бойца, погибшего в 1942 году в шталаге, приехали его родственники из Сочи

Возвращаясь к событиям прошлых лет, Арут не может сдержать слез: настолько сильны переживания и радость от того, что теперь он сможет поклониться могиле родственника и возложить на нее цветы. В Гродно разделить с ним этот скорбный и одновременно радостный день приехала супруга Ольга Карповна.

– Отец назвал меня Арутом в честь своего брата, – рассказывает Арут Варваштян. – Вести о том, что дядя погиб в пересыльном лагере шталаг 324 в Гродно, до нас дошли в середине 50-х годов. Об этом сообщил земляк – в годы войны он вместе с дядей оказался в плену. Тогда я еще не знал, как искать и что мне по силам будет это сделать самому.

Однако мысль о пропавшем родственнике не давала покоя. Пять лет назад Арут вплотную занялся поисками. На отправленный запрос в дрезденский Центр документации при объединении «Саксонские мемориалы» пришел обнадеживающий ответ. Варваштяны получили карту военнопленного – документ, подтверждающий, что их родственник Арутюн Варваштян был пленен в Ельне в октябре 1941 года. Погиб солдат в феврале 1942 года в Гродно в пересыльном лагере шталаг 323. Следующий шаг – письмо в 52-й отдельный специализированный поисковый батальон Министерства обороны Беларуси. И ответ: Арутюн Варваштян похоронен в братской могиле в мемориальном комплексе на кладбище Аульс.

– Радостная новость в дом пришла накануне Дня Победы. Я плакал и плясал от радости. Тогда еще был жив мой отец. Это известие и его растрогало до слез, – вспоминает гость из Сочи и добавляет, что в семье все любили старшего сына Арута. Он был не только хорошим сыном и надежным защитником для младшего брата Георгия, но и отличным наездником – как влитой сидел в седле, лихо умел управляться с лошадьми. В 40-м его, девятнадцатилетнего парня, призвали в армию, в 41-м – на фронт. В составе 309-й стрелковой дивизии 955-го стрелкового полка первый бой принял в Ельне, где был взят в плен.

В память о дяде, а также из стремления и другим людям дать возможность разгадать белые пятна в биографии их семей Арут Варваштян – водитель из Сочи – всерьез занялся поисковой работой и уже многим помог узнать, где похоронены их родственники, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Солдатские судьбы теперь тесно сплетены с его собственной судьбой. Нередко, говорит Арут Григорьевич, снятся военные баталии, где сам он нещадно громит врага, – так сказывается многолетняя занятость поисковой работой. Он слышал сотни благодарных «спасибо» из разных уголков бывшего СССР от родственников пропавших без вести бойцов и будет продолжать поисковую работу, пока есть силы.

– Поиском занимаюсь около пяти лет, работаю по своей методике: ищу не в земле, а в военно-медицинских, военно-морских архивах. Если удается установить судьбу солдата, ищу родственников. Каждый найденный солдат – личная радость, – говорит Арут Григорьевич.

В Гродно Арут Варваштян приехал не с пустыми руками. Работая в архивах, сумел установить около двух тысяч фамилий бойцов – уроженцев Гродно, погибших в Сочи и окрестностях в годы войны. 

Справочно: Лагерь для военнопленных бойцов шталаг 324 (в некоторых источниках упоминается, как шталаг 323) формировался в 1939 году в польском Острув-Мазовецки. В 1941 году военнопленных перевели под Гродно и расположили в районе деревни Лососно. Военнопленные лагеря 324 находились также и в самом Гродно в казармах на улице Красноармейской. Умиравших в казармах бойцов хоронили на улице Пригородной во рвах длиной. После войны останки солдат перезахоронили на общевойсковом кладбище на улице Белуша. Считается, что в шталаге погибло около 18 тысяч военнопленных.

Останки солдат, погибших в шталаге 324, захоронены в мемориальном комплексе на городском кладбище Аульс. Сейчас там около пяти тысяч солдат, установлены имена почти 3 тысяч бойцов.